С 26 по 28 августа в Нижнем Новгороде пройдет международный фестиваль медиаискусства INTERVALS. В этом году он отметит свой юбилей — за пять лет фестиваль смог вырасти из необычной вечеринки в большой международный проект. Ежегодно его посещают десятки тысяч людей — нижегородцев, туристов из других городов России и не только.

Для команды Института фестиваль, в первую очередь, не только про медиаискусство, но и про его роль в городской среде. Подробнее об этом в своем интервью рассказал архитектор и заместитель руководителя ИРГСНО Кирилл Бросалин.

Кирилл Бросалин — о фестивале INTERVALS и о медиаискусстве в городской среде

— «INTERVALS популяризируют современные медиатехнологии для широкого круга людей — на фестивале во множестве разных доступных форм можно познакомиться с медиаискусством в виде инсталляций, мэппингов и прочего. Объекты медиаискусства интегрируются в интерьерные и экстерьерные пространства, таким образом происходит синтез искусств — сюжет, звук, свет и архитектура формируют целостный комплексный образ пространства.

Потенциал интеграции объектов мультимедиа в городскую среду сейчас ещё не до конца осознан, но он выглядит значительным. Поэтому мне интересно знакомиться с работами, которые раскрывают вопросы взаимодействия контекста и объекта средствами мультимедиа искусства.

В ИРГСНО мы работаем с материальными элементами, формирующими инфраструктуру, в которой реализуются разные сценарии городской жизни — это в большей степени «городской хард». Мультимедиа технологии в среде — это дополнительный «софт»-слой, в большей степени нематериальный, который может открыть новые возможности по коммуникации города и жителя, новую сценарность использования территорий, создания более крепких ментальных связей с местом, интерактивности, развлечений.

С прошлого фестиваля INTERVALS 2021 мне запомнились несколько арт-объектов, по-разному показывающих возможности взаимодействия мультимедийных технологий и контекста, например:

Экран с генеративной галереей в Гербовом зале Ярмарки. Он мог бы стоять в любом пространстве, но именно там была особая магия — сильный контраст зала в неорусском стиле и лаконичной технологичной формы экрана, внутри которой сменялись различные сюжеты. Для меня это скорее музейный подход, когда в пространстве временно экспонируется объект, при этом между ними нет прямой взаимосвязи, она формируется каждым зрителем по-своему. Однако, даже то, как сидели на полу зрители, уже было чем-то новым в этом пространстве.

Инсталляция на телевышке, дополненная пультом управления, который разместили на месте бывшего пустыря за забором у Средного рынка — это хороший пример интерактивной городской среды. Горожане могли сами управлять сценариями освещения вышки, поднимаясь на временный амфитеатр. Таким образом, место включилось в городскую жизнь — вместо огороженной стройки мы получили живое общественное пространство.

Отдельно нужно отметить фирменный мерч фестиваля, в котором был, например, «диджитал-мерч» — буквально, виртуальная одежда. Технологии дополненной реальности, реализованные в городской среде, так же открывают широкие возможности в сценариях городской жизни.

Ценно, что фестиваль предоставляет такие разные варианты взаимодействия горожан с медиаискусством и городом, за это стоит поблагодарить его создателей».