Арзамасская школа искусств Ступина
Уже третий год наш Институт работает с Арзамасом — не только одним из крупнейших городов области и важным транспортным узлом, но и местом, тесно связанным с историей России. Арзамас был известен выделкой кож и кожевенных изделий, популярен в литературных кругах явлением «арзамасский ужас» Толстого, знаменит местным сортом лука и породой гусей. Прошлое города сохранилось в архитектурном облике каменных купеческих домов, величественном образе Соборной площади, благородных фресках Воскресенского собора, полотнах первой провинциальной школьной живописи А. В. Ступина.
Именно с такого знакового для Арзамаса явления, как «Ступинская школа», мы хотим начать серию познавательных статей, чтобы знакомить вас с историей нашего региона.
Основатель школы
Александр Васильевич родился в дворянской семье Борисовых, но был отдан на воспитание арзамасской мещанке Ступиной. Художественную деятельность начал как иконописец во второй половине 1790-х годов после начального обучения у арзамасских иконописцев. Возможно, он остался бы преуспевающим провинциальным иконописцем, если бы не смелое и дальновидное решение получить образование в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, чтобы открыть собственную школу живописи. В воспоминаниях Ступин пишет:
«Цель моя была не столько заняться для себя, сколько для пользы учеников моих, узнать правила рисования и порядок учения».
Окончив академию, Александр Васильевич возвратился в 1802 году в Арзамас и в том же году открыл школу в собственном доме. Поначалу он все делал сам: преподавал, заботился о жизни и быте учеников. В школе обучались дети не только приказных, купцов и мещан, но и крепостных. Ступин добился освобождения почти 20 человек.
«В школе Ступина большая часть учащихся живописи была из крепостных и вольноотпущенных, потом были из мещанского звания и дворянские побочные дети, но в школе все были равны, никому никакого преимущества не было, жили все в одних комнатах и обедали все вместе», — из воспоминаний художника В. Е. Раева.
В 1809 году Ступину присвоили звание академика живописи, а школу взяла под свое покровительство Императорская Академия художеств.
В 1842 году школа, и дом сильно пострадали от пожара, причиной которого стал поджог «злонамеренных людей». Пожар подкосил Ступина, и дела школы пошатнулись. Несмотря на это, здание и коллекция были довольно быстро восстановлены благодаря попечительству Академии художеств и бывших учеников. Школа и дальше продолжала работу до самой смерти Ступина.
Процесс обучения
Арзамасская школа живописи А. В. Ступина сыграла огромную роль в становлении русской национальной культуры и просвещения. Пройдя долгий путь развития, она превратилась в «академию в миниатюре» с комплексной программой обучения.
Залогом успешного образования Ступин считал развитие таланта ученика через знакомство другими видами искусства. Для этого был создан школьный театр, которому Александр Васильевич уделял много внимания, подбирая репертуар, выступая как режиссер, участвуя в изготовлении декораций.
Помимо образовательного процесса общий быт, совместные занятия и досуг оказывались важными факторами воспитания. Наряду с профессиональным, воспитанники школы получали и общее образование.
Новаторской особенностью школы Ступина стало успешное соединение академических методов с элементами ремесленно-цехового обучения — помимо обучения, воспитанники расписывали церкви, писали иконы, рисовали на заказ картины, портреты и копии. Школа приобрела широкую известность.
Конец школы
После смерти Ступина в 1861 году интерес к его школе был быстро утерян. Единственным его наследником оказался Николай Михайлович Алексеев, который не чувствовал моральной ответственности за дело учителя. Слабые попытки не дать погибнуть школе он все же предпринял, обратившись с ходатайством об отпуске 5 тысяч рублей на реорганизацию школы к императору Александру II, но получил отказ. В 1861-1862 годах дом Ступинской школы был продан, фонды — разорены.
Интерес к школе вернулся только в середине 20 века, когда в Арзамас из Санкт-Петербурга прислали сохранившиеся работы учеников школы. С тех пор внимание к феномену школы растет.
Первый музей в провинции
По возвращении в Арзамас из Петербурга Ступин сразу подал прошение властям о разрешении открыть школу живописи с музеем при ней. Вскоре в Арзамасе появилась не только первая частная художественная школа в России, но и первый музей в провинции. Его особенность заключалась в его подчиненности художественной школе, устроенной «по примеру, хотя в миниатюре, академическому», поэтому и основной целью музея было обслуживание учебных нужд. Однако музей посещали также горожане и гости Арзамаса. В школе также бывали чиновники, художники и знаменитости, среди которых первый художник Императорского двора англичанин Джордж Доу, московский актер Ширяев, генерал Данилевский, живописец Карл Брюллов.
Первый и единственный каталог музея был составлен в 1859 году. Им завершались «Собственноручные записки о жизни академика А. В. Ступина». Согласно документу, в музее было 52 картины, 1 каменная скульптура и 7 гипсовых копий с античных статуй, 16 бюстов. Эстампов около 2000, в большинстве своем — работы известных русских художников 19 века.
В пожаре школы 1842 года было утрачено много работ, но благодаря помощи выпускников школы и других художников коллекция школы была восполнена. Феномен художественной галереи, действовавшей более 50 лет в провинциальном Арзамасе 19 века, имел общероссийское значение.
По арзамасскому образцу ученики Ступина открыли еще пять аналогичных провинциальных музеев в Пензе, Козлове и Нижнем Ломове.
Вклад в историю
За время своего существования Арзамасская школа выпустила более 170 учеников, множество из которых стало известными художниками. Учениками Ступина были Василий Раев, Иван Горбунов, Николай Алексеев, Кузьма Макаров, Николай Рачков, П.Веденецкий, Е.Крендовский и др. Начальное обучение живописи в школе А.В.Ступин получил Василий Григорьевич Перов — одна из ключевых фигур в художественном мире своего времени.
По подсчетам Ступина, к 1848-1851 годам им вместе с учениками на территории Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Тамбовской губерний было расписано 10 церквей, изготовлено полностью 1350 иконостасов с количеством икон более 2400 и написано 510 икон «домовой работы и по церквам в разноту». В том числе Спасо-Преображенский собор на Нижегородской ярмарке и Воскресенский собор в Арзамасе. Организационная и экономическая модель работы художественной школы Ступина была просто непревзойденной.
Основным вкладом школы стало воспитание когорты художников, которые впоследствии стали преподавателями искусства в провинциальных художественных школах по всей России, создавая их по подобию ступинской. Многие выпускники занялись монументальной росписью и украсили своими работами множество храмов и общественных зданий. Например, фрески и мозаики Николая Алексеева и сейчас можно увидеть в Исаакиевском соборе в Санкт Петербурге.
В 1959 году в Арзамасе в сквере Ступина по улице Советской был установлен памятник А.В. Ступину, его именем названа и одна из улиц города. Детская художественная школа имени Ступина и сегодня продолжает художественные традиции, воспитывая юных художников.