Архитектор ИРГСНО Кирилл Никонов рассказывает об участии в программе Архитекторы.рф
Архитектор-аналитик Института Кирилл Никонов рассказывает о втором модуле программы Архитекторы.рф— «Мировая практика развития городов».
Кирилл и еще половина финалистов программы посетили Париж, Бордо, Амстердам, Роттердам и Гамбург, чтобы познакомиться с европейским опытом работы с городскими пространствами.
В этом интервью Кирилл расскажет про:
• принципы работы с городскими территориями в Европе;
• современные жилые районы;
• значение водных объектов в городской среде;
• использование личного автотранспорта.
«Отправляясь в поездку, никто из нас, скорее всего, не представлял, какой масштаб и «плотность» событий нас ожидают. Программа второго модуля состояла из лекций, посещения архитектурных бюро и образовательных экспедиций по городам маршрута. Фокус был сосредоточен на новых жилых районах и окружающих их пространствах.
С точки зрения работы с городскими территориями я обратил внимание прежде всего на комплексный осмысленный подход к принятию решений и то, как всё продумано в деталях. Наиболее полезным для меня оказался опыт выстраивания коммуникации между муниципалитетами, девелоперами и горожанами, как они формируют повестку запросов к городу, качеству изменений и как сотрудничают друг с другом.
Нужно отметить, насколько высока роль органов городской власти в регулировании процессов развития городов в контексте общей стратегии развития собственной страны. Для крупных новых или бывших промышленных площадок разрабатываются мастер-планы, в которых закрепляются объемно-пространственные регламенты и правила функционирования территорий, в том числе интеграция в окружающий контекст. Когда на площадку «заходит» девелопер, ему уже известно, в каких «границах» он может работать и выполнение каких условий он должен обеспечить.
Если говорить о городских территориях, обладающих определенной исторической ценностью, то правила работы с ними регулируются еще жестче. Девелопер может предложить незначительные отступления, но обязан обосновать их, при этом объект может получить дополнительную социальную нагрузку и ряд условий, а конечное решение примет специальная комиссия.
В рамках маршрута мы посещали в основном новые районы, которые появились на сложных к освоению территориях или просто невостребованных. Со временем они стали развиваться и обновляться. Во всех этих районах мы не встретили ни одного «муравейника». Если и были высокие дома, то такого ощущения просто не возникало — вокруг всегда было достаточно пространства и много неба над головой. Чаще всего это были очень приятные места: с водоемами, рекреационными территориями, с грамотно подобранными форматами озеленения пространств. Это всегда очень гуманная среда для человека, вне зависимости от образа жизни, который он выбирает или может себе позволить.
Еще я обратил внимание на «культуру двора». Чаще всего это фрагменты «естественной» природы для созерцания из окон своих квартир, они не загромождены спортивными или детскими комплексами и площадками. В большинстве жилых кварталов даже существуют временные рамки для игры детей, в остальное время шуметь нельзя.
Обращает на себя внимание и работа европейских архитекторов с водными объектами — многие городские территории включают в себя естественные или искусственные водоемы. Архитекторы и девелоперы понимают, что районы, где дома выходят на воду, дают больше прибыли и приятны своим жителям. В одном из проектов искусственные каналы выступили преградой для интенсивного автомобильного движения, и территория жилого квартала не стала транзитной.Можно дополнительно привести пример, насколько ответственно европейские архитекторы относятся к строительству на воде с экологической точки зрения. Во время реализации проекта спального района IJburg на искусственных островах в Амстердаме выяснилось, что водоем сильно загрязнен. Было проведено исследование, по итогам которого стало понятно — чтобы очистить водоем нужно, чтобы в нем поселились мидии, они очень хорошо очищают и фильтруют воду. Так как среда обитания им была не свойственна, строителям разрешили сбрасывать в воду ненужные бетонные блоки и плиты, а «подселенные» мидии стали на них образовывать свои колонии. Моллюски очистили воду, со временем туда вернулась рыба и район экологически восстановился. В России подобного отношения к природе я не встречал.
Что касается личного автотранспорта, то условия его нахождения на улицах жестко регулируются. В целом на государственном уровне реализуется политика отказа от такого вида средств передвижения в пользу общественного транспорта или велосипедов. Чаще всего машины держат на подземных парковках, въезды в которые практически незаметны. Встречаются случаи, когда при покупке квартиры тебе могут сделать «скидку», если ты подписываешь соглашение об отказе на использование личного автомобиля в течение ближайших 10 лет.
Не было, наверное, ни одной экспедиции, где спикеры не рассказывали бы нам о проводимой политике объединения людей разных социальных классов внутри одного жилого комплекса. К сожалению, их пока селят по разным подъездам, но они пытаются избегать сегрегации за счет использования общей инфраструктуры – парков, скверов или социальных объектов — школ и детских садов, к примеру.
Еще одной заметной чертой новых европейских районов является безбарьерная среда. Во время визита в один из жилых районов мы видели, как прогуливался сын-школьник с отцом на инвалидной коляске — он не чувствовал себя дискомфортно, вокруг не было ограничений и преград, они шутили и смеялись, а я был за него рад».
Это первая часть большого интервью Кирилла Никонова о втором модуле программы Архитекторы.рф
В следующей Кирилл подробнее расскажет о европейских подходах к проектированию и строительству, про методы озеленения и национальные особенности в благоустройстве среды.
Об участии Кирилла в программе мы писали здесь.