В феврале, казалось бы, совсем недавно, границы европейских стран были открыты, и Кирилл успел посетить Париж, Бордо, Амстердам, Роттердам и Гамбург и познакомиться с европейским опытом работы с городскими пространствами. В этом интервью Кирилл расскажет про: • Принципы работы с городскими территориями в Европе; • Современные жилые районы; • Значение водных объектов в городской среде; • Использование личного автотранспорта.

Архитектор-аналитик Института Кирилл Никонов рассказывает о втором модуле программы Архитекторы.рф— «Мировая практика развития городов».

Архитектор ИРГСНО Кирилл Никонов рассказывает об участии в программе Архитекторы.рф

Кирилл и еще половина финалистов программы посетили Париж, Бордо, Амстердам, Роттердам и Гамбург, чтобы познакомиться с европейским опытом работы с городскими пространствами.

В этом интервью Кирилл расскажет про:


• принципы работы с городскими территориями в Европе;
• современные жилые районы;
• значение водных объектов в городской среде;
• использование личного автотранспорта.

Архитектор ИРГСНО Кирилл Никонов рассказывает об участии в программе Архитекторы.рф

«Отправляясь в поездку, никто из нас, скорее всего, не представлял, какой масштаб и «плотность» событий нас ожидают. Программа второго модуля состояла из лекций, посещения архитектурных бюро и образовательных экспедиций по городам маршрута. Фокус был сосредоточен на новых жилых районах и окружающих их пространствах.

С точки зрения работы с городскими территориями я обратил внимание прежде всего на комплексный осмысленный подход к принятию решений и то, как всё продумано в деталях. Наиболее полезным для меня оказался опыт выстраивания коммуникации между муниципалитетами, девелоперами и горожанами, как они формируют повестку запросов к городу, качеству изменений и как сотрудничают друг с другом.

Нужно отметить, насколько высока роль органов городской власти в регулировании процессов развития городов в контексте общей стратегии развития собственной страны. Для крупных новых или бывших промышленных площадок разрабатываются мастер-планы, в которых закрепляются объемно-пространственные регламенты и правила функционирования территорий, в том числе интеграция в окружающий контекст. Когда на площадку «заходит» девелопер, ему уже известно, в каких «границах» он может работать и выполнение каких условий он должен обеспечить.

Если говорить о городских территориях, обладающих определенной исторической ценностью, то правила работы с ними регулируются еще жестче. Девелопер может предложить незначительные отступления, но обязан обосновать их, при этом объект может получить дополнительную социальную нагрузку и ряд условий, а конечное решение примет специальная комиссия.

Архитектор ИРГСНО Кирилл Никонов рассказывает об участии в программе Архитекторы.рф
Гамбург, фото от Архитекторы.рф

В рамках маршрута мы посещали в основном новые районы, которые появились на сложных к освоению территориях или просто невостребованных. Со временем они стали развиваться и обновляться. Во всех этих районах мы не встретили ни одного «муравейника». Если и были высокие дома, то такого ощущения просто не возникало — вокруг всегда было достаточно пространства и много неба над головой. Чаще всего это были очень приятные места: с водоемами, рекреационными территориями, с грамотно подобранными форматами озеленения пространств. Это всегда очень гуманная среда для человека, вне зависимости от образа жизни, который он выбирает или может себе позволить.

Архитектор ИРГСНО Кирилл Никонов рассказывает об участии в программе Архитекторы.рф
Эко-район Ginko — Бордо, Франция. Фото Кирилла Никонова

Еще я обратил внимание на «культуру двора». Чаще всего это фрагменты «естественной» природы для созерцания из окон своих квартир, они не загромождены спортивными или детскими комплексами и площадками. В большинстве жилых кварталов даже существуют временные рамки для игры детей, в остальное время шуметь нельзя.

Архитектор ИРГСНО Кирилл Никонов рассказывает об участии в программе Архитекторы.рф
Эко-район Ginko — Бордо, Франция. Фото Кирилла Никонова
Обращает на себя внимание и работа европейских архитекторов с водными объектами — многие городские территории включают в себя естественные или искусственные водоемы. Архитекторы и девелоперы понимают, что районы, где дома выходят на воду, дают больше прибыли и приятны своим жителям. В одном из проектов искусственные каналы выступили преградой для интенсивного автомобильного движения, и территория жилого квартала не стала транзитной.
Можно дополнительно привести пример, насколько ответственно европейские архитекторы относятся к строительству на воде с экологической точки зрения. Во время реализации проекта спального района IJburg на искусственных островах в Амстердаме выяснилось, что водоем сильно загрязнен. Было проведено исследование, по итогам которого стало понятно — чтобы очистить водоем нужно, чтобы в нем поселились мидии, они очень хорошо очищают и фильтруют воду. Так как среда обитания им была не свойственна, строителям разрешили сбрасывать в воду ненужные бетонные блоки и плиты, а «подселенные» мидии стали на них образовывать свои колонии. Моллюски очистили воду, со временем туда вернулась рыба и район экологически восстановился. В России подобного отношения к природе я не встречал.
Архитектор ИРГСНО Кирилл Никонов рассказывает об участии в программе Архитекторы.рф
Эко-район Ginko — Бордо, Франция. Фото Кирилла Никонова

Что касается личного автотранспорта, то условия его нахождения на улицах жестко регулируются. В целом на государственном уровне реализуется политика отказа от такого вида средств передвижения в пользу общественного транспорта или велосипедов. Чаще всего машины держат на подземных парковках, въезды в которые практически незаметны. Встречаются случаи, когда при покупке квартиры тебе могут сделать «скидку», если ты подписываешь соглашение об отказе на использование личного автомобиля в течение ближайших 10 лет.

Архитектор ИРГСНО Кирилл Никонов рассказывает об участии в программе Архитекторы.рф
Эко-район Bassins a flot — Бордо, Франция. Фото Кирилла Никонова

Не было, наверное, ни одной экспедиции, где спикеры не рассказывали бы нам о проводимой политике объединения людей разных социальных классов внутри одного жилого комплекса. К сожалению, их пока селят по разным подъездам, но они пытаются избегать сегрегации за счет использования общей инфраструктуры – парков, скверов или социальных объектов — школ и детских садов, к примеру.

Еще одной заметной чертой новых европейских районов является безбарьерная среда. Во время визита в один из жилых районов мы видели, как прогуливался сын-школьник с отцом на инвалидной коляске — он не чувствовал себя дискомфортно, вокруг не было ограничений и преград, они шутили и смеялись, а я был за него рад».

Это первая часть большого интервью Кирилла Никонова о втором модуле программы Архитекторы.рф

В следующей Кирилл подробнее расскажет о европейских подходах к проектированию и строительству, про методы озеленения и национальные особенности в благоустройстве среды.

Об участии Кирилла в программе мы писали здесь.