Нижегородская область, Арзамас

Развитие улицы Карла Маркса в Арзамасе

Программа «Малые города и исторические поселения»

Арзамас — один из интереснейших старинных городов Нижегородской области

Представляем рассказ о предварительной концепции развития улицы Карла Маркса в Арзамасе.
Внизу страницы есть форма обратной связи, в которой вы можете оставить свои комментарии о концепции — отметить, какие решения вам понравились, а что стоит изменить.

Также анкету можно заполнить здесь.
Это займёт не более 5 минут.

Арзамасская крепость была заложена по распоряжению Ивана IV в 1552 году во время третьего похода на Казань, а официальной датой основания Арзамаса считается 1578 год. С первых лет существования Арзамас совмещал функции обороны, административного центра территории и транзитного пункта на пути из центральных в юго-восточные районы страны — это делало его крупным экономическим центром. Вместе с этим город играл роль важного церковного-миссионерского очага, строились многочисленные церкви и монастыри.

В 1719 веках в городе развиваются ремёсла: горшечное, пивоваренное, хлебное, кузнечное и металлическое, стекольная промышленность, выделка кож, торговля скотом, мыловарение, а также красильное и скорняжные ремёсла. Монастыри имели иконописные и золотошвейные мастерские. 19 столетие стало «золотым веком» города. Бурно развивается торговля, происходит расцвет храмового строительства и духовной жизни. Арзамас становится центром культуры, где открывается первая в России частная школа живописи с музеем Ступина, работают выдающиеся архитекторы Коринфский и Тон, приезжают писатели, открывается множество образовательных учреждений. Имя «Арзамас» увековечено в названии литературного кружка, членом которого был Пушкин.

В советский период облик Арзамаса сильно изменился. Город стал развиваться как крупный промышленно-транспортный узел, где пересекаются железные дороги на Урал и Поволжье и несколько автодорог. Большинство новых предприятий города работало на военно-промышленный комплекс. Арзамасский район стал крупным сельскохозяйственным регионом. Численность населения города выросла с 10 тысяч в начале 20 века до 104 тысяч человек в 2017 году.
В начале 21 века происходит возрождение духовной жизни, восстанавливаются храмы, в Арзамас и соседние Дивеево и Саров стекается множество паломников. В наши дни Арзамас сохранил свои традиции и остаётся самобытным городом с сильной промышленностью, культурой и образованием. 


В 2020 году Арзамас претендует на участие во «Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях» от Минстроя РФ с концепцией развития улицы Карла Маркса.

 

Арзамас — один из интереснейших старинных городов Нижегородской области
Арзамас — один из интереснейших старинных городов Нижегородской области
Арзамас — один из интереснейших старинных городов Нижегородской области
Арзамас — один из интереснейших старинных городов Нижегородской области
Арзамас — один из интереснейших старинных городов Нижегородской области
Арзамас — один из интереснейших старинных городов Нижегородской области
Функциональная программа:
Общественное пространство, улица, исторический центр, рекреация
Программа:
Малые города и исторические поселения
Расположение:
Арзамас, Нижегородская область
Территория:
4 га
Разработка проекта:
Институт развития городской среды Нижегородской области

Карла Маркса — главная улица Арзамаса

Исторически сложилось, что улица была и остаётся одной из самых популярных в городе среди арзамасцев и гостей города. На улице Карла Маркса сходится множество интересов, функций и ценностей городской жизни. Это отличает её от всех остальных улиц города, формирует самобытный характер и дух, вызывает чувство сопричастности к современной и прошлой жизни Арзамаса. Важная особенность — улица Карла Маркса пешеходная. Она связывает два центра: историческую Соборную площадь и современный парк имени Гайдара.  

Улица Карла Маркса (ранее Проломная, Пушкарская, Сальникова) — старинная улица Арзамаса, первые упоминания о которой относятся к 16 веку. 

По указу Екатерины Второй в 1783 году город получил регулярный генеральный план развития, и улица стала одной из осей трёхлучевой планировочной структуры исторического центра. 

В 18 — 19 веках на улице селились богатые купцы и дворяне. Большинство домов возводилось по «образцовым проектам» в стиле классицизма. С фасадами купеческих особняков соседствовали деревянные дома, украшенные ажурной резьбой. Почти при каждом домовладении были разбиты сады.

История улицы связана с русской литературой — здесь останавливался по дороге в Болдино и гулял Александр Пушкин, жил сосланный в Арзамас Максим Горький, тут провёл детство и отрочество детский писатель Аркадий Гайдар.

С конца 19 века улица стала студенческой, здесь открылись духовное и ремесленное училища. Сегодня в них расположены университетские факультеты. 

На улице находится множество музеев и творческих центров, 7 объектов культурного наследия регионального значения и 34 ценных исторических градоформирующих объекта. 

В 21 веке улица сохранила не только свой исторический облик и своё центральное значение как деловое и культурное ядро города, но, что важнее, любовь всех арзамасцев. Несмотря на насыщенность исторического центра большим количеством точек притяжения, объектов культуры и образовательных учреждений, в нём не хватает современных общественных пространств для отдыха, досуга и различных мероприятий. 

 

Обсуждение предварительной концепции

Обсуждение предварительной концепции

Активное участие жителей — один из важных этапов создания качественного проекта. Поэтому в феврале 2020 года мы провели открытое общественное обсуждение концепции комплексного развития улицы Карла Маркса, анкетирование и серию интервью с местными экспертами. Это позволило собрать предложения от местных жителей по развитию территории, её функциональному и инфраструктурному наполнению, выявить проблемы и уникальные особенности улицы. 

Форматы и участники обсуждений

• 2075 человек выбрали улицу Карла Маркса в рамках голосования по общественным территориям
• 128 человек приняли участие в общественном обсуждении по формированию концепции развития улицы
• 373 онлайн- и офлайн-анкет с информацией о проблемах и задачах развития территории
• 38 глубинных интервью с жителями, представителями бизнеса и администрации, стейкхолдерами улицы, экспертами и городскими активистами
• 15 картирований территории с представителями общественных организаций, городских активистов, сотрудников туристско-информационного центра
• 113 рисунков детей и подростков для конкурса «Наш город — наш дом

 

 

Среди самых популярных запросов горожан — решение транспортных проблем, расширение пешеходной части и улучшение условий для пешеходов и велосипедистов, замена дорожного покрытия, создание мест для тихого отдыха, установка скамеек и урн, добавление освещения, озеленения и туалетов, благоустройство прудов и прилегающих скверов, обустройство детской площадки, установка городских скульптур, добавление торговых павильонов (с едой и напитками, сувенирами, кафе с летней верандой).

Многие высказались за организацию одностороннего движения для жителей и сотрудников расположенных там организаций без возможности сквозного проезда через всю улицу. 

КОНЦЕПЦИЯ

Концепция предлагает раскрытие образа улицы Карла Маркса как главной 
улицы Арзамаса, на которой сходится множество интересов, функций и ценностей городской жизни. Проект подчёркивает разноплановость, отличающую её от всех остальных улиц города, акцентирует её характер и дух, вызывая чувство сопричастности к прошлому и современности.

Энциклопедия
Главная идея — улица как энциклопедия города, которую пишут сами жители. Проект фиксирует и развивает основные тематические направления улицы — пешеходная, историческая, образовательная, деловая, жилая, культурно-развлекательная, туристическая, мемориальная. Концепция предлагает горожанам стать соавторами улицы.

Микро-проекты
Концепция предполагает не просто современное благоустройство, но и систему работы горожан с улицей — особый способ организации отдельных функциональных зон, который обеспечит гибкое сюжетное зонирование и наполнение улицы в разные сезоны и время суток.

У улицы много интересантов, и именно из их активности и способов использования пространства и складывается функционирование и жизнь пространства. Так возникают локальные проекты и их группы различных масштабов на улице — места активностей групп пользователей. Пример такого «микро-проекта» — площадка, которая приглашает зайти в гости во двор, прилегающий сквер и парк, рассказывает об истории места, становится местом встречи или местом игры в шахматы. Все подобные зоны на улице складываются в «энциклопедию города», часть которой уже написана историей, а часть «напишут» сами арзамасцы. Концепция предусматривает развитие территории и предлагает горожанам и сообществам создавать на улице свои «представительства». Иерархия локальных проектов похожа на матрёшку. Самый крупный проект — сама улица. Она имеет градостроительное значение.

Далее масштаб увеличивается от общего к частному: основные функциональные зоны → локальные зоны внутри основных → отдельные элементы в каждой зоне → детали элементов, графика мощения, инфостендов и указателей.
На каждом таком уровне сохраняется общий дизайн принцип — принцип вёрстки. Это фрактальная логика, которая обеспечивает единый образ улицы и проявляет уникальность каждой из зон, сохраняя общую идею.

Улица связь
По структуре улица разделена на пять кварталов, они становятся главами книги жизни и истории Арзамаса.
В «заглавиях» размещаются акцентные элементы с символическим значением — зеркальный шар-«ядро» со стороны Соборной площади или «горячий камень» у музея Гайдара. Также каждое «заглавие»-перекресток включает в себя инфраструктурные элементы навигации, велопарковки, павильоны НТО, места отдыха.
Прологом и эпилогом являются выходы улицы к двум важным городским общественным пространствам — Соборной площади и парку Гайдара, где за счёт художественных и планировочных решений акцентируется связь площади и парка сквозь пространство улицы.

 

 

 

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УЛИЦЫ В ГОРОДЕ

Улица является единственной городской территорией, которая объединяет в себе несколько уникальных характеристик:

  • градостроительно-планировочную — центральное расположение в городе, связь между ключевыми общественными пространствами.
    функциональную — пешеходная улица, важный элемент общественно-рекреационного каркаса,
    деловую — на улице много образовательных и производственных объектов,
    культурную — улица имеет важное историческое значение и отражает городскую идентичность,
    туристическую — улица — часть городских туристических маршрутов, на ней расположены важные объекты исторического наследия, музеи, ОКН, памятники

Предлагаемое проектное решение направлено на развитие «центрального» статуса улицы, как главной городской артерии Арзамаса.
В проекте улица представлена как титульное общественное пространство, которое соответствует современным критериям благоустройства и одновременно репрезентует город через повествование об элементах его идентичности. Улица является важной составляющей общественно-рекреационного каркаса города, связывающей два ключевых общественных пространства – Соборную площадь и парк имени Гайдара. Формируемое пространство стимулирует новые форматы социокультурного и экономического взаимодействия горожан и туристов. 

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Улица представляет из себя транзитную территорию с прилегающими общественными территориями – курдонерами, дворами жилых домов, скверами, парками. Концепцией предлагается комплексное развитие территории, учитывающее взаимосвязь функционального наполнения всех зон и распределения по ним актуальных функций с учетом функциональной и планировочной специфики конкретных пространств и запросов пользователей территорий. 


Предлагается реорганизация профиля улицы с учетом не только обеспечения максимального комфорта для пешеходов, но и развития общественных функций на самой улице, повышения эффективности зонирования ее профиля. На улице формируются прифасадные зоны,уменьшается  ширина проезда транспорта, создается удобный пешеходный транзита и доступ к объектам притяжения, сохраняются и расширяются озелененные участки, устраиваются места отдыха, размещения НТО, инженерных и других инфраструктурных элементов. Также на улице, за счет тематических зон в рамках концепции «локальных-проектов» формируются новые уникальные общественные пространства.
Предлагаемое функциональное наполнение улицы призвано изменить транзитную специфику территории в сторону формирования сбалансированного общественного пространства с транзитной функцией.

 

Транспортная организация улицы

Проект направлен на решение главных проблем территории — сквозного проезда с интенсивным движением на улице, которая имеет статус пешеходной. Для создания комфортной и безопасной пешеходной среды предлагается организация одностороннего движения для автомобилей жителей и работников расположенных на улице учреждений, а также ограничение сквозного движения, снижение трафика, организация дополнительных переходов и приподнятых перекрестков. Предусмотрено расширение пешеходной части, замена дорожного покрытия, создание доступной среды и парковки для велосипедов и автомобилей.

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И СТИЛИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

В архитектурно-художественных и стилистических решения концепция стремится к сбалансированному разнообразию.
Такой подход проявляет важные акценты, чтобы исключить километровую монотонность, но сохраняет стилистическое единство, чтобы не допустить кардинального стилистического разделения территории. Текущее состояние улицы сформировано сильно смешанной застройкой, однако, в ней можно выделить несколько участков с преобладающей атмосферой.

Атмосфера и характер улицы на всем протяжении меняются несколько раз. Это происходит из-за изменения объемно-пространственных и архитектурно-художественных характеристик, материала зданий, средовых элементов и озеленения. Двигаясь со стороны Соборной площади мы сначала попадаем в атмосферу купеческой дореволюционной улицы с усадебной застройкой, оштукатуренными домами, периодически встречая интеграции объектов и зданий советского и современного периода. Далее этажность снижается и уличный фронт начинает формироваться из частной малоэтажной застройки с участками среди густого озеленения, после которых, вдруг, улица завершается с одной стороны красно-кирпичными зданиями училища, а с другой кирпичными жилыми домами средней и высокой этажности.

Важными и интересными элементом в любой точке улицы являются размещенные на замыкании перспективы белая колокольня и красно-кирпичная водонапорная башня. Перечисленные градостроительные характеристики и сложившаяся атмосфера улицы стали основой для архитектурно-художественной концепции пространства, которая выражается как в применяемых планировочных решениях, так и в материалах, цветах и графике покрытий мощения, индивидуальных малых формах и арт-объектах.

Три основные атмосферы подчеркиваются применением на участках улицы нескольких типов материалов мощения и облицовки подпорных стенок клумб.
• Светлая, практически белая брусчатка со стороны Соборной площади – «Белая улица».
• Красная и клинкерная брусчатка, керамический кирпич со стороны территории парка Гайдара и сквера у водонапорной башни – «Красная улица».
• Серая брусчатка нескольких оттенков в серединной части улицы. 

Дополнительными акцентами становятся индивидуальное графическое решение мощения различных функциональных зон на важных участках и у знаковых объектов с исторической точки зрения или важных функциональных точек притяжения. Таким образом улица Карла Маркса реагирует на начальную и конечную точку, стилистически подчеркивает связь с другими общественными пространствами города в зависимости от их значения. Также в ключевых зонах размещаются арт-объекты, которые подчеркивают важность места.

Одновременно с выделением важных акцентных участков, для достижения «сбалансированного разнообразия», применяются решения, присутствующие на всем протяжении улицы – малые архитектурные формы (скамьи, урны, элементы навигации, болларды), элементы освещения и графика мощения пространства совмещенного движения автомобиля и пешехода, и пешеходного тротуара. Подобные единые решения позволяют сформировать единое связанное пространство. 

Входная площадь

Входная зона со стороны Соборной площади становится комфортным пространством, которое приглашает жителей и гостей города на улицу. Здесь появляются места отдыха и встреч, размещаются стенды с картой и информацией о городе и велопарковки. Также предусмотрено место для размещения павильона с едой и напитками. Вблизи располагается остановка туристических автобусов.

При входе на улицу устанавливается арт-объект — зеркальный шар, который символизирует пушечное ядро и отсылает к периоду, когда на на улице жили пушкари и сама улица называлась Пушкарская.

 

Белая улица

Первый квартал получил название «Белая улица». Решения перекликаются с расположенной рядом Соборной площадью и ее белоснежными храмами. Это белая графика в мощении, колонны фасадов, дорожные ограничители в виде символа города — арзамасских гусей. Здесь появятся места отдыха и зона вернисажа для художников. Перед кафе устанавливается уличная барная стойка, за которой можно выпить кофе. Расширяются пространства перед гостиницей и историческими усадьбами. Напротив фасада исторической усадьбы на островке зелени размещена длинная скамья.

Белая улица

Литературный перекрёсток

Территория на пересечении улиц Карла Маркса и Горького между Литературным музеем А.П. Гайдара, ДК Темп, Мемориальным музеем Горького и школой №1 становится новым центром притяжения — Литературным перекрестком.
Это пространство будет отражать богатую культурную историю Арзамаса. На площади перед Литературным музеем А.П. Гайдара появятся места для отдыха, фотозона с арт-объектом «Горячий камень» из одноимённого произведения Гайдара, уличная сцена и амфитеатр с навесом. 

Перед зданием кинотеатра Искра появляется веранда летнего кафе и торговый павильон.

Зона перед школой посвящена букварю Вахтерова с читальной и яркой игровой зоной.

 

Литературный перекрёсток

Арт-стена «Энциклопедия города»

Стена с нишами из красного кирпича вместо забора завода Темп-Авиа и примыкающий торец жилого дома  из того же материала становятся единой композицией — иллюстрированной энциклопедией Арзамаса, которая соберет героев истории, знаковые события, персонажей книг и интересные артефакты.

Стена разделена на тематические блоки. Первый посвящен пушкарям. Второй блок - интерактивный - составлен из открывающихся створок с датами, за которыми описание исторических фактов. Третий блок посвящен архитектору Коринфскому. В следующем блоке - герои истории и мифов о городе. Последний блок посвящен архитектурным артефактам разных времен. В завершении композиции, на торце примыкающего дома выстроена линейная световая инсталляция.

 

Арт-стена «Энциклопедия города»

Сквер Карла Маркса

Сквер Карла Маркса предваряет арт-объект «Пролом», который отсылает к временам Арзамасской крепости и старинному названию улицы — Проломная.
Сквер делится на две части:
Первая сфокусирована на памятнике Марксу
 

На второй размещена экоплощадка со скворечниками и местами отдыха на траве. Также в сквере появится символическое обозначение двух стоявших здесь церквей в виде цветников. Рядом со сквером устанавливается общественный туалет.

Ограждение сквера сохраняется и реконструируется. Добавлен вход в сквер со стороны дома 21а. Проход вдоль дома освобождён от проезда. Проезд перенесён на другую сторону от сквера, вместе с парковками. Движение транспорта организовано таким образом, чтобы перед сквером возникла безопасная комфортная площадь.

 

Сквер Карла Маркса

Университетский квартал

Университетский квартал посвящен студенчеству. Его ядро — Арзамасский филиал ННГУ, перед которым расположен выставочный модуль для университетских экспозиций.
Участок улицы перед входом в университет преобразуется в небольшую площадку с фонтаном и скамьей у подпорной стенки. Здесь организуется представительство ботанического сада «Аптекарский огород», размещенного во дворе университета.

Вход в огород выполнен в виде аллеи-экспозиции из растений по темам — «Сказочный хвойный лес» с одной стороны и «Цветущий луг» с другой.  На «лугу» организованы стационарные мини-площадки «Зеленые лаборатории» под открытым небом для проведения мастер-классов и ботанических квестов.

Университеский квартал

Перекрёсток с улицей Свободы

Движение на перекрестке меняется для удобства пешеходов. В центре появляется небольшой возвышающийся островок с биноклем, в который можно обозреть оба конца улицы — колокольню и водонапорную башню.

Рядом располагается небольшой торговый павильон.

Зелёная улица

Малоэтажная застройка этого участка улицы создает образ небольшого уездного города. Здесь улица виляет, как тропа, появляются островки с местами отдыха, а около домов появляется дополнительное озеленение и палисадники.

Площадь Пушкина

На площади Пушкина убираются проезды через сквер. Сквер, площадь и библиотека связываются  дорожками с местами для чтения. Дорожка отгораживается от окон жилого дома зелёной изгородью.
Вокруг памятника Пушкину устраиваются небольшие подиумы 
для различного использования творческой молодежью.

 

Перекрёсток с улицей Революции

Движение на перекрестке меняется для удобства пешеходов. Также здесь развивается зона отдыха с торговым павильоном и магазином. В центре островка располагается холм.

 

Улица контрастов

На этом участке улицы соседствуют элементы разных эпох — деревянный дом XIX века, многоэтажка XXI века, памятник в сквере, самолет и БТР. Название этого участка — «улица контрастов». Около парка Победы на улице появляется инфостенд и круговая скамья.

 

Улица контрастов

Парк Победы

Парк Победы в передней части сохранит свою мемориальную функцию. Дальняя часть парка, примыкающая к ЦРТДиЮ становится творческим пространством. Здесь появляется выставочная зона, площадка для творчества и площадка со сценой. По всему парку прокладывается прогулочный маршрут, который соединяет все зоны парка. 

 

Красная улица

Стиль этого участка улицы задают красные кирпичи здания колледжа и водонапорной башни. На улице появляется мощение клинкером красного цвета, экопарковка, места отдыха, общественный туалет и торговый павильон. Вдоль многоэтажных жилых домов продлён тротуар.

Новый сквер / Сквер у памятника воинам-интернационалистам

Озелененный участок перед домами №60 и 62 становится оживленным общественным пространством. Тут появятся детская площадка, мостик с амфитеатром, открытая лужайка и прогулочные маршруты.

Красная входная площадь

Входная площадь соединяет улицу и пространство вокруг водонапорной башни. Для этой связи через улицу Калинина устраивается дополнительный переход. На самой улице Карла Маркса устанавливается велопарковка, стенды навигации и создается островок с холмом.

Сквер у водонапорной башни

Территория вокруг водонапорной башни становится открытым сквером, который соединяет ПКиО Гайдара и улицу Карла Маркса за счет градиентного озеленения  и мощения в виде продолжения улицы.
На самой башне появится смотровая площадка.
Создается новая доска почета из пилонов.
Автобусная остановка переносится ближе к жилому дому.

Гайдаровские пруды

Территория прудов благоустраивается. Вокруг водоемов создается пешеходный маршрут из деревянного настила с местами для отдыха.

Концепция озеленения

Основные цели проекта озеленения — сохранение объема существующего озеленения улицы, как ее особо ценного ресурса, поддержание единого визуально-стилистического решения в соответствии с предложенными архитектурными решениями, структуризация посадок и замена утративших декоративные качества растений на крупномерные деревья с сформированными кронами, а также добавление акцентного и декоративного озеленения.

Проектом предполагается условное выделение трех наиболее характерных типов участков улицы: парадная купеческая улица и литературный перекресток, зеленая старая жилая улица в провинциальном городе и современная многофункциональная улица.

Для каждого из типов подобраны тематические образы, колористические решения озеленения и ассортимент растений.

При разработке ассортимента растений учитывались экологические условия произрастания, а также природные образы характерные для арзамасского района: участки дубрав, сохранившиеся от бывшего здесь некогда пояса широколиственных лесов, массивы сосновых боров и смешанных лесов липняков, осинников. Также большое влияние на выбор древесных растений оказало особенное отношение и любовь жителей исторического центра города к такому виду, как конский каштан обыкновенный, встречающегося в существующем озеленении улицы и на соседних с ней.

 

Чтобы учесть интересы всех горожан, для которых важно развитие территории улицы Карла Маркса мы сделали форму обратной связи. Пожалуйста, заполните её. Это поможет проанализировать концепцию, доработать предлагаемые решения и общую концепцию благоустройства улицы.

Форма обратной связи